
Он рисовал мирных граждан в период Первой мировой: согбенные, бредут они под ветром, угрюмо глядя на устремлённых вперёд солдат в касках. Он создал невероятно пластичные скульптуры, которые хранятся в парижском музее Орсе. Он оставил после себя множество литографий и иллюстраций, рекламных афиш, вдохновлял многих великих художников, в том числе Пабло Пикассо. Но сейчас для многих он стал автором всего лишь одной картины — «Чёрный кот».
Жизнь и творчество художника
Родился Теофиль-Александр Стейнлен в 1859 году в Лозанне, где подростком посещал школу изящных искусств, а после работал подмастерьем художника на текстильной фабрике в Мюлузе. Но молодого юношу манил Париж, куда он вскоре и уехал. Покорение знаменитого города началось с должности техника-чертёжника, а через лет пять Стейнлен сблизился с группой монмартрских творцов: художниками, композиторами, писателями, среди которых можно назвать Эмиля Золя, Анри де Тулуза-Лотрека, Анатоля Франса. Бурлящая жизнь захватила его.
Людей переходного времени привлекали его, ныне малоизвестные, творения. На них — обитатели парижского дна, революционеры, солдаты, одинокие матери. Именно эти работы с удивительным сочетанием стилей, с элементами модерна, символизма, яркой революционности, потрясли молодых авангардистов.
Картины Стейнлена: чёрный кот и другие кошки
Стейнлен иллюстрировал книги, газеты, журналы (преимущественно анархистского, социалистического и коммунистического направлений). Но имя ему уже тогда сделали кошки, которых он изображал очень часто. Причём, в отличие от многих современников, Стейнлен никогда их не очеловечивал, не одевал в костюмчики, не придавал им людские черты и эмоции. Его кошки — яркие, сильные, притягательные, таящие в себе звериную мощь.
Что же известно про изображение взъерошенного чёрного кота, которое прославило своего создателя в веках? Он был нарисован Стейнленом для афиши кабаре «Чёрный кот», открытого художником Родольфом Салисом. Хозяин вспоминал: «В «Чёрном коте» можно было похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех уголков мира».
Однако вскоре кабаре к разочарованию гостей закрылось, породив волну подражателей и подарив искусству яркую афишу Стейнлена, которая до сих пор не сходит с плакатов, сумок, чашек и т.д.
Наталья Качур